14-15 октября 2016 года успешно прошли мероприятия очередного Гражданского Форума Хабаровского края

Публикуем хронологический обзор события, итоговые  документы и публикации: 

Приветствие губернатора Хабаровского края



Уважаемые друзья!

Приветствую земляков и гостей города – участников и организаторов Гражданского форума, который по праву стал визитной карточкой Хабаровского края!

Мы проводим его для людей с активной гражданской позицией. И в третий раз он собирает сотни неравнодушных, готовых поделиться собственным опытом. Сюда мы приглашаем наших соседей и лучших экспертов со всей России.

Сегодня в стране идёт становление крепкого, созидательного гражданского общества. Приоритеты государственной политики во многом зависят от того, каким образом будет организована деятельность некоммерческих организаций, насколько слаженным и конструктивным будет диалог власти, бизнеса и общества. Сделать его результативным – наша с вами задача!

С этой целью Правительством Хабаровского края разработаны и успешно реализуются государственные программы по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, развитию местного самоуправления, государственной национальной политики.

На всех уровнях власти эффективно работают общественные советы. Взаимодействие граждан, общественных объединений с местным самоуправлением обеспечивает Общественная палата. Центры НКО активно вовлекают людей в работу.

Две с половиной тысячи некоммерческих объединений, из которых две трети социально ориентированных – это весомый результат!

На Форуме мы подведем итоги за год, обсудим новые инициативы и тренды. Подумаем, как продвигать их на муниципальном уровне. Чтобы каждый житель самого отдалённого уголка почувствовал себя хозяином на своей земле. А это очень большая ответственность.

От души желаю всем участникам Форума плодотворной работы и успехов в достижении поставленных целей!

В.И. Шпорт, Губернатор Хабаровского края

Материалы и публикации на портале Общественной палаты  Хабаровского края:  

 


Другие материалы и публикации:















ПРОЕКТ

ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ  ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА  ХАБАРОВСКОГО КРАЯ - 2016

14-15 ноября 2016 года в г. Хабаровске прошел Гражданский форум. Организаторами форума выступили Правительство Хабаровского края, краевая Общественная палата, Ассамблея народов Хабаровского края, Молодежный ресурсный центр.

В форуме приняли участие около 500 человек, в том числе представители гражданского общества 12 субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления Хабаровского, Приморского краев и Еврейской автономной области, Общественных палат ДФО, эксперты и представители некоммерческих организаций из Москвы, Перми, Новосибирска, Архангельска, Челябинска, представители социального бизнеса, представители депутатского корпуса федерального, регионального и местного уровня.

Организовано двадцать восемь площадок, целью которых стало обсуждение вопросов и выработка практических рекомендаций по созданию условий для развития социально значимой общественной деятельности в Хабаровском крае, стимулирования гражданских инициатив, благотворительной деятельности и добровольчества, вовлечения населения в развитие территорий проживания, построения эффективного социального партнёрства.

В рамках форума прошли обсуждения по четырем тематическим вертикалям:

– участие негосударственных организаций в производстве социальных услуг;

–  актуальные сценарии развития межсекторного взаимодействия;

– профессионализация некоммерческого сектора: трудности роста;

– муниципальные аспекты развития гражданского общества.

В рамках форума проведены разноформатные площадки с участием представителей органов власти, бизнес-сообщества и некоммерческого сектора  Хабаровского края по следующей тематике:

- гражданский активизм: формы и технологии;

- обеспечение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере от планов к реальным изменениям:

- общественные советы как механизм взаимодействия гражданского общества с органами публичной власти;

- территориальное общественное самоуправление как институт гражданского общества:

- адаптация и интеграция мигрантов в местное сообщество: проблемы и пути решения»;

- внедрение практики привлечения студентов к деятельности НКО;

- национальные объединения в структуре гражданского общества: муниципальное измерение.

В презентациях наиболее интересных социальных проектов принято участие более 40 НКО.

Большой блок Форума был отдан под проведение тренингов, мастер-классов, практических занятий для представителей СОНКО, органов государственной власти и местного самоуправления по наиболее востребованным темам:

– сопровождение СОНКО и инициативных групп, действующих в сфере предоставления социальных услуг

– миссия выполнима: как НКО пройти проверку без серьезных последствий

– управление социальным проектом: планируем, реализуем, оцениваем

– кто в ответе за эффективность социального проекта

– Принципы и секреты создания социальной рекламы

– Развитие социального предпринимательства: желаемое и действительное и другие площадки.

В качестве основных приоритетов для обсуждения на Форуме-2016 были вынесены направления:

участие негосударственных организаций в производстве социальных услуг; актуальные сценарии развития межсекторного взаимодействия;  профессионализация некоммерческого сектора, муниципальный вектор развития гражданского общества, тенденции развития молодёжных и детских общественных организаций и поддержка молодёжных инициатив.

Под новым углом зрения прошла дискуссионная экспертная площадка по вопросам гражданского активизма, на которой эксперты, представляющие научное сообщество, власть, бизнес, НКО определили в качестве основного критерия и условия успешного развития гражданского общества – социально значимую активность граждан. Участниками было отмечено появление множество новых практик гражданской активности, способность гражданских объединений аккумулировать многообразные интересы различных групп и сообществ, а затем трансформировать их в реальные практики. 

Были также отмечены тенденции увеличения количество граждан, объединенных в различные сообщества по интересам, актуализации наиболее важных для жителей края направлений гражданской активности (адресная помощь социально незащищенным гражданам, благотворительная помощь больным детям, защита животных, вопросы местного значения в муниципальных образованиях), образования общественно-политических сообществ для выражения недовольства по волнующим население вопросам.

Экспертами рассматривались возможные причины снижения политической активности жителей края, и смещение фокуса внимания жителей с политической деятельности на социальную.

В экспертной сессии «Обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере от планов к реальным изменениям» обсуждались основные направления федеральной и краевой государственной политики в сфере развития некоммерческого сектора в качестве поставщиков социальных услуг, рассмотрены существующие практики и барьеры в доступе СОНКО на рынок социальных услуг.

Особое внимание было уделено таким важным и значимым для сохранения гражданского мира и согласия на Дальнем Востоке России вопросам как участие и роль национальных общественных объединений в реализации социально значимых проектов и инициатив. Впервые была проведена дискуссия с участием ректоров ВУЗов Дальнего Востока, на которой был намечен план взаимодействия образования, науки и некоммерческих организаций по повышению эффективности социально значимой общественной деятельности за счёт повышения профессионального уровня и квалификации специалистов, работающих в социально значимых проектах и программах гражданского общества.

В качестве одного из главных приоритетов гражданского форума-2016 стало рассмотрение возможностей и построение стратегий развития гражданского общества в муниципальных образованиях Хабаровского края. Участники форума обсудили проблемы развития гражданского общества в муниципальном звене и вынесли предложения сосредоточить основные усилия по развитию гражданского общества на его муниципальном компоненте.

На форуме так же было отмечено успешное развитие системы общественного контроля и участия граждан в деятельности органов власти в Хабаровском крае. Фактически при всех министерствах и ведомствах правительства края работают общественные советы, а также, экспертное сообщество имеет самые широкие возможности принимать участие в работе общественных советов по взаимодействию с общественными, политическими, национальными и профессиональными объединениями, участвовать в выработке важных для своих целевых групп решений.

В целом, по оценкам участников, форум достиг поставленных задач и с целью сохранения тенденции и традиций по увеличению качества и потенциала последующих форумов по отношению к предыдущим, а также с целью создания возможностей для принятия участия в площадках форума наибольшему количеству участников, было вынесено и поддержано предложение модернизировать формат форума в 2017 году и организовать его работу в течение года в форме тематических, дискуссионных и образовательных площадок, а в качестве итогового мероприятия форума проводить площадки, обобщающие результаты работы в течение года.

С целью реализации наработок и рекомендаций форума-2016, а также, для координации мероприятий форума -2017 создаётся координационный комитет (рабочая группа по реализации итогов Гражданского форума 2016), участие в котором открыто для всех желающих присоединиться к его деятельности.

По итогам работы Форума в целом и по результатам работы круглых столов и дискуссионных площадок участниками Форума была принята итоговая резолюция, в которой отмечены следующие положительные тенденции:

-     наличие положительных тенденций, связанных с ростом количества зарегистрированных общественных организаций и объединений, увеличением охвата населения их деятельностью, ростом численности активистов и добровольцев НКО, ростом количества реализованных на территории края социальных проектов по актуальным социальным проблемам, ростом привлеченных финансовых средств на реализацию социальных проектов, а также эффективной практикой финансовой поддержки в виде краевых субсидий реализации инициативных социальных проектов СОНКО;

-     финансовая поддержка институтов гражданского общества имеет ощутимый социальный результат, проявляющийся не только в активизации граждан и общественных организаций и объединений, вовлеченных в социально полезную деятельность, но и становится фундаментом социальной стабильности в регионе;

-   органы государственной власти, органы местного самоуправления, научное сообщество и общественные организации и объединения края в рамках межсекторного взаимодействия осуществляют деятельность по сохранению межнационального мира и согласия, единства народов, формированию общероссийской гражданской идентичности;

Наряду с положительными тенденциями развития институтов гражданского общества, участники Форума выделили и основные проблемы, требующие своего решения:

-   невысокий уровень социальной активности граждан в виду невысокого уровня доверия населения как общественным организациям и объединениям, так и органам власти, реализующим политику, направленную на развитие институтов гражданского общества; неверие населения в учет общественного мнения в принятии управленческих решений органами власти различного уровня;

-   недостаточная развитость инфраструктуры поддержки и обеспечения развития институтов и инициатив гражданского общества в крае, особенно на муниципальном уровне;

-   недостаточно высокий уровень информированности жителей муниципальных образований о деятельности общественных организаций и объединений, их роли в решении социально значимых проблем, о лидерах общественного мнения;

слабая развитость НКО на муниципальном уровне, недостаточное их взаимодействие с органами муниципальной власти, объединения совместных усилий в решении социально значимых проблем региона;

-       недостаточный уровень развития СОНКО для участия в системе оказания социальных услуг, особенно в муниципальных образованиях и на отдаленных территориях края,  в том числе незначительное число профессионально сильных НКО, неготовность к НКО к стабильной регулярной работе, недостаток в НКО квалифицированных специалистов, в том числе в связи с нестабильностью финансирования);

-       недостаточная правовая грамотность НКО;

-       сложности получения на безвозмездной основе или на условиях льготной аренды помещений, необходимых для деятельности НКО.

Итоговая резолюция форума общественно-государственного сотрудничества «Гражданская инициатива» сконцентрирована на следующих перспективных направлениях, выводах и рекомендациях:

 Экспертному сообществу, общественной палате Хабаровского края

 Современные реалии актуализируют общественный запрос на разработку Стратегии развития гражданского общества Хабаровского края, определяющей основные его векторы и приоритеты. В связи с чем, актуализируется значимая роль Общественной палаты Хабаровского края – выступить диалоговой и экспертной общественной площадкой по ее разработке и широкому общественному обсуждению в текущем году, а итоговый ее проект представить на очередном Гражданском форуме Хабаровского края осенью 2017 года.

 В целях развития профессионального общественного экспертного сообщества необходимо совершенствовать деятельность общественных советов, функционирующих при органах государственной власти края и органах местного самоуправления. В рамках этого целесообразно разработать «дорожную карту» по развитию общественных советов муниципальных образований края на 2017 год. Деятельность общественных советов необходимо сконцентрировать в будущем году на активном участии в независимой оценке качества оказания услуг гражданам, организации общественного контроля, подготовке предложений и рекомендаций органам власти, при которых общественные советы действуют. Главным индикатором функционирования общественных советов должен стать показатель, характеризующий количество предложений общественного совета, реализованных органом власти.

 Органам власти, Правительству Хабаровского края: 

- С целью преодоления межведомственной разобщённости и повышения эффективности расходования бюджетных средств, реализуемых через различные краевые программы и структурные подразделения,  необходимо сохранение и укрепление  общей координации и консолидации межведомственного взаимодействия по работе с поддержкой гражданских инициатив на краевом и муниципальном уровнях.

В связи с этим, необходимо совершенствование и развитие  стратегии и политики, определяющих единые целевые приоритеты поддержки гражданского общества, выходящих за рамки узко ведомственных подходов отдельных министерств и ведомств, поскольку простое распределение ответственности за поддержку СО НКО между отраслевыми министерствами и ведомствами может привести к утрате поддержки целого ряда значимых направлений и видов общественной деятельности, основанных на бескорыстном общественном служении, на решении многосложных межведомственных, межотраслевых  задач и проблем, в том числе, деятельности направленной на ресурсное обеспечение гражданских инициатив вне зависимости от их тематической принадлежности к тому или иному ведомству.

В связи с этим, на уровне Главного управления внутренней политики края предлагается укрепить структуры общей координации взаимодействия с СО НКО и гражданским обществом, при необходимости возложить на них  дополнительные  задачи, функции, полномочия  и необходимое ресурсное обеспечение для повышения эффективности реализации практических задач формирования и реализации единой стратегии, идеологии и методологии  поддержки социально значимой активности граждан.

Развивать эффективную практику поддержки ТОС на территории Хабаровского края в форме организации конкурсов проектов ТОС и предоставления грантов муниципальным образованиям Хабаровского края для реализации проектов и развития ТОС; создания образовательных площадок, в том числе выездных, в целях популяризации ТОС среди жителей края.

Органам исполнительной и законодательной власти Хабаровского края, органам местного самоуправления не допускать принятия управленческих решений, связанных с жизнедеятельностью граждан и вызывающих социальную напряженность в обществе, без предварительного широкого общественного обсуждения, в том числе общественных слушаний и обсуждений на площадках Общественной палаты Хабаровского края, общественных советов.

Органам исполнительной и законодательной власти  муниципальных образований Хабаровского края

В 2017 году необходимо  во всех муниципальных образованиях края завершить разработку и принятие  муниципальных  программам содействия развитию и поддержке институтов гражданского общества и начать активную работу  по их реализации.

Строить свою работу по взаимодействию с СО НКО и активными гражданами на основе  принципов социального партнёрства, рассматривать потенциал гражданской активности в качестве дополнительного ресурса местного развития,  решения проблем и задач местного развития.

Оказывать всестороннее содействие социально значимой активности граждан, в том числе, в форме информационной, методической, консультационно-образовательной и ресурсной поддержки, создавая благоприятные условия для реализации социально значимых инициатив граждан.

Активно содействовать реализации краевых и общефедеральных программ поддержки развития институтов гражданского общества через прямое  практическое взаимодействие с реализуемыми в крае социальными проектами и проводимыми мероприятиями. 

В целях консолидации совместных усилий институтов гражданского общества и органов власти разных уровней, необходимо развивать в крае, на территории конкретных муниципальных образований, совместные образовательные программы повышения профессиональной квалификации как государственных и муниципальных служащих, так и представителей общественности, по вопросам развития гражданского общества. 

Социальное партнёрство бизнеса, власти и НКО по вопросам благотворительности:  

 По вопросам развития частной благотворительности и участия бизнеса в поддержке социально значимых гражданских инициатив следует отметить необходимость формирования системного подхода в вопросах благотворительности,   поскольку неопределённость и стихийность в вопросах благотворительности  порождают почву для спекуляций, дискредитируют идею благотворительности, наносят ущерб интересам нуждающихся в поддержке и помощи граждан и организаций. В качестве одного из эффективных решений  предлагается создание  объединённых благотворительных фондов и программ, в формировании и контроле за деятельностью которых могли бы участвовать представители заинтересованных сторон (власть, бизнес, НКО, СМИ ), в том числе, необходимо создание крупного краевого фонда поддержки гражданского общества, а также, развитие  практики создания общественных фондов поддержки местных сообществ и инициатив граждан на муниципальном уровне; 

Вопросы межнационального и гражданского согласия:

В целях успешной интеграции мигрантов в местное сообщество целесообразно стимулировать развитие проектов и программ, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, формировать согласованную стратегию регулирования этномиграционных процессов. 

В целях интеграции национальных общественных объединений и СОНКО создавать условия для развития проектов и программ, направленных на межнациональное сотрудничество и взаимодействие, сохранение и защиту самобытности культуры, языков и традиций народов РФ, проживающих на территории Хабаровского края.

Некоммерческим организациям и гражданским активистам края:

Состояние развития гражданского общества, благополучие граждан и условия  их жизни главным образом зависят от их гражданской активности, от  участия в общественно-полезной деятельности. Есть очень много проблем и задач, которые могут быть решены на уровне консолидации усилий гражданского общества,  простыми и конкретными действиями каждого из нас,  поэтому, практика показывает, что там, где есть активные граждане, принимающие на себя инициативу и ответственность по обустройству своей собственной жизни, там мы видим значительные перемены к лучшему во всём, в том числе, и прежде всего, в настроении и взаимоотношениях людей, создающих своими руками новые перспективы  и возможности для собственного развития и благополучия. 
  

В качестве одной из ключевых проблем, препятствующих развитию гражданского общества в крае  является проблема  разобщённости внутри сектора НКО, для преодоления которой  следует сосредоточиться на реализации имеющихся возможностей по объединению ресурсов, идей и совместных действий на основе партнёрского взаимодействия СО НКО на горизонтальном уровне, в том числе через  создание ассоциаций и коалиций НКО,  практиковать создание социальных проектов на основе партнёрского участия нескольких организаций и групп специалистов, перейти на использование практики обмена специалистами между организациями, активнее использовать возможности объединения бюджетов СО НКО для совместного привлечения специалистов высокого профессионального уровня для качественного  решения социально значимых задач и потребностей самих СО НКО, в том числе в рамках совместных социальных проектов, активно развивать другие формы взаимодействия и сотрудничества на основе социального партнёрства и  взаимодействия, рассматривая их в качестве приоритетных  ресурсов развития;

Взаимодействие ВУЗов  и СО НКО

В целях выстраивания взаимовыгодного сотрудничества ВУЗам совместно с НКО целесообразно разработать перспективные направления интеграции студенческой молодежи в общественную деятельность (посредством проведения совместных образовательных площадок, организации производственной практики, выполнение  прикладных работ и исследований,  развития волонтерства, включения профессорско-преподавательского коллектива в проектные команды НКО и др.).

Совместный интерес также может представлять разработка и реализация программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе специалистов государственной и муниципальной службы, работающих в сфере организации взаимодействия с институтами гражданского общества,   а также, повышение квалификации специалистов СО НКО. 

Инфраструктурная поддержка гражданского общества:

Важным достижением в развитии гражданского общества в крае является создание системы  поддержки деятельности ресурсных центров НКО в рамках реализации программы «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае на 2013 - 2020 гг.» При этом, следует отметить мэрию города Хабаровска, создавшую постоянно действующий  на основе муниципального бюджетного финансирования Ресурсный Центр поддержки НКО, опыт которого может тиражироваться не только на территории Хабаровского края,  но и за его пределами.

Сегодня в качестве ресурсных центров поддержки СО НКО в крае действует  около  10 некоммерческих  организаций. Это организации разной специализации, разного уровня развития ресурсных и кадровых возможностей. При этом общей проблемой и задачей обеспечения эффективной деятельности  ресурсных центров края остаётся  поиск путей обеспечения устойчивости деятельности самих ресурсных центров.

В этой связи, остаётся актуальным рассмотрение всего комплекса вариантов решения данной проблемы, в том числе, это варианты создания базового краевого ресурсного  на основе комплексного сочетания постоянно выделенного бюджетного финансирования и дополнительного привлечения внебюджетных средств, что позволило бы на базовом уровне закрепить определённый перечень и объём оказываемых  услуг для СО НКО, прежде всего в удалённых муниципальных районах края, там где нет возможности создать свои мощные ресурсные центры и программы поддержки гражданских инициатив. При этом, деятельность каждого ресурсного центра остаётся и всегда будет иметь важное значение в качестве специализированной целевой поддержки СО НКО, поскольку каждый ресурсный центр обладает собственным уникальным опытом и форматом деятельности, нацелен на свои целевые группы. Поэтому  крайне важно сохранять и продолжать оказывать содействие развитию имеющимся и вновь создаваемым ресурсным центрам в форме грантового финансирования с целью формирования опыта и становления кадрового потенциала специалистов обладающих мотивацией и способных оказывать ресурную поддержку со НКО края.

Одним из значимых компонентов обеспечения устойчивости деятельности ресурсных центров Хабаровского края является также партнёрское взаимодействие ресурсных центров между собой.  Этот ресурс пока ещё не реализован ресурсными центрами края в должной мере, поэтому в качестве предложения рекомендовано построить взаимодействие РЦ Хабаровского края на постоянной, системной партнёрской  основе.  

О проведении Гражданского форума-2017

Работу форума в 2017 предложено реконструировать и реализовать  в течение всего года комплекс  тематических, дискуссионных, образовательных площадок и других значимых мероприятий с целью накопления и обобщения базовых наработок для проведения итоговых  площадок форума, обеспечив тем самым максимум возможностей всем желающим принять участие в площадках форума, распределённых по времени и местам проведения, и в качестве итоговых мероприятий форума -2017 провести площадки, обобщающие результаты и наработки, достигнутые  в течение всего года.

Для успешной реализации задач подготовки и проведения Гражданского форума - 2017  предлагается формирование  оргкомитета и рабочих групп по организации площадок форума осуществлять в открытом для свободного участия граждан режиме, через механизмы информационной поддержки с использованием Интернет-ресурсов Общественной палаты, правительства Хабаровского края, СМИ,  некоммерческих организаций края.