Заложниками этого механизма стали не только жители ДФО, но и региональные власти, не имеющие реальных инструментов влияния на топливную сферу. Такое мнение выразил кандидат экономических наук, советник научного руководителя Института экономических исследований ДВО РАН, председатель общественного совета при министерстве экономического развития Хабаровского края Олег Рензин. «Сама по себе ситуация, которая сложилась на данный момент в Хабаровском крае, а также в ряде соседних субъектов, - это история не про бензин и не про отдельные регионы. Это история про изъяны того экономического механизма, который сформировался и действует на данный момент в России. Ведь посмотрите, в конце прошлого года аналогичный сбой был с растительным маслом, а также с сахаром. Сейчас на повестке дня бензин. В какой отрасли и с каким продуктом рванет завтра, мы предугадать не можем. При этом надо помнить, что топливно-энергетический комплекс - одна из самых зарегулированных на федеральном уровне отраслей, региональные власти здесь по большому счету мало на что влияют, у них попросту нет полномочий. Так уж сложилось в нашей стране, и этому тоже есть свои причины. И с бизнеса тоже спроса нет - его задача производство и сбыт продукта», - говорит Олег Рензин. Проблема, по мнению эксперта, в том, что экономика нашей страны перестала быть плановой, но так и не стала полноценно рыночной, поскольку рыночные механизмы во многих отраслях ограничены госрегулированием. И ТЭК - наиболее яркий тому пример. «Тут схлопнулся воедино целый комплекс факторов, которые относятся в первую очередь к управлению экономикой. Ситуация выявила не заметные ранее несовершенства действующих макроэкономических моделей. Рынок может и хотел бы отреагировать на ситуацию и выйти с предложением туда, где образовался повышенный спрос, но ввиду ценовых ограничений, участникам рынка это в данном случае просто невыгодно. Вот и получается, что мы попали ровно в этот зазор, где уже не план и еще не рынок», - считает экономист. Ситуации с периодически возникающим в последнее время дефицитом тех или иных продуктов, по мнению эксперта, будут способствовать поиску новых эффективных моделей управления экономикой в России. В том числе одним из возможных вариантов может стать усиление роли региональных властей в вопросах экономического регулирования непосредственно на территориях субъектов РФ. Напомним, дефицит бензина на автозаправочных станциях краевого центра вызван плановой остановкой Хабаровского НПЗ в связи с работами по модернизации производства. На данный момент руководство завода уже уведомило правительство региона о возобновлении производства бензина АИ-92. Первая партия объемом 500 тонн уже доставлена на АЗС сети «ННК». В компании сообщили, что 54 из 84 автозаправочных станций обеспечены топливом. Бензин также отправлен на АЗС, расположенные на трассах «Хабаровск - Бикин» и «Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре». «Согласно производственному графику Хабаровским НПЗ планируется ежесуточная выработка бензинов АИ-92 и АИ-95 по тысяче тонн, что полностью восполнит потребности Хабаровского края», - сообщил и.о. председателя краевого комитета по развитию ТЭК Александр Чипизубов. Кроме того, в ночь с 3 на 4 февраля на нефтебазу ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» поступило 400 тонн бензина со складов Росрезерва. В настоящее время в пути сейчас находится еще 2 200 тонн бензина АИ-92, приобретенного компанией «Нефтегазхолдинг» на нефтеперерабатывающих заводах Сибири. «С первых дней остановки Хабаровского НПЗ правительство края находится в тесном контакте с «ННК», с Министерством энергетики России. Как только у нас начался ажиотажный спрос, и резервы начали иссякать, мы запросили у правительства России в Росрезерве дополнительный бензин. Сегодня ночью первый состав прибыл и выгружен, первые 400 тонн уже поступили в продажу, мы ожидаем в ближайшие дни дополнительные составы. Кроме того, «ННК» запустило производство бензина - первые 500 тонн с Хабаровского НПЗ уже поступили в розничную сеть, завод выходит на мощность по тысяче тонн бензина каждой марки уже в ближайшие дни», - сообщил врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярёв, который держит ситуацию с бензином под личным контролем. Источник: Восток Медиа |
Мнение экспертов о причинах бензинового кризиса в Хабаровском крае и ДФО
4 февраля 2021 9:51
// Экспертное мнение и оценка
Проблема дефицита бензина в Хабаровском крае и ряде других регионов Дальнего Востока обусловлена несовершенством того экономического механизма, который сформировался в масштабах страны, считает председатель общественного совета при министерстве экономического развития Хабаровского края Олег Рензин
- Комментарии
Загрузка комментариев...
Категории
Это интересно