«Курс на ПОНИМАНИЕ». Восcтановительный подход - в воспитании подрастающего поколения.
«Мы разные» – простые слова, но, в то же время они несут в себе очень глубокий смысл: у каждого из нас свое мнение, своя позиция, свои интересы и ценности, которые во многом определяют наше отношение к жизни, не всегда совпадающее с представлениями тех, кто находится рядом. Несмотря на бурное развитие человеческой цивилизации, количество конфликтов между отдельными людьми, поколениями, сообществами и государствами, обусловленное различием в системе ценностей, степенью доступа к предметам первой необходимости, ограниченностью ресурсов, не уменьшается. Ключевую роль в возникновении конфликта играет неумение людей конструктивно общаться, отстаивать свои позиции, «слушать и слышать» - понимать позицию другого, приходить к взаимоустраивающему решению, что и приводит, к сожалению, порой, к казусным или негативным последствиям на всех уровнях социальных отношений.
Анализ совершённых несовершеннолетними асоциальных действий, в том числе правонарушений, показывает, что первопричиной является конфликт. Нередко в результате конфликта страдает социальное, эмоциональное и психическое здоровье ребёнка, нарушаются отношения с людьми, изменяется отношение к себе и к окружающим людям. Ответственность за причинённый ребёнку вред никто не несёт, при этом часто травма ребёнка остается не замеченной взрослыми, и имеет последствия во взрослой жизни человека. Беспокоит педагогов, в этом плане, так называемое подрастающее поколение Z, сосредоточенное на своем внутреннем мире и предпочитающее онлайн общение в виртуальной реальности. Те воспитательные задачи, которые буквально двадцать лет назад естественным образом решались в коллективно-творческой деятельности, сегодня требуют новых подходов в решении. Перед современным обществом, перед педагогической общественностью стоит задача целенаправленного развития у подрастающего поколения способности конструктивно взаимодействовать, развития социального, эмоционального интеллекта, менталитета сотрудничества и социального партнерства.
Важную роль играет здесь мировоззренческая позиция педагога, реализация им личностно - и ценностно-ориентированного подхода в общении, основанного на принципах равенства сторон, сотрудничества, взаимной ответственности и уважения. Но только такой подход способствует становлению нового ответственного поколения молодежи, умеющего конструктивно сотрудничать, не сдавая своих границ и позиций, и уважающих границы другого, умеющего договариваться на равных позициях, ориентированного на общечеловеческие ценности, на разрешение ситуаций по принципу «выиграл - выиграл».
Медиация как один из способов разрешения споров мирным путём на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального независимого лица – медиатора, обладает сильнейшим воспитательным потенциалом, открывая новые возможности и горизонты в воспитательной практике образовательных организаций.
Имея глубокие культурно-исторические корни, в том числе в традициях примирения у народов, проживающих на территории России, медиация как социальная технология, имеет возможности применения как в разрешении семейных конфликтов, детско-родительских отношений, так и в разрешении ситуаций непонимания, столкновения интересов между участниками образовательных отношений: педагогами, администрацией учреждений, учащимися и их родителями. Медиативные примирительные практики широко и успешно применяются в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров – от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80–90 % случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85 % медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно. Сегодня, когда в Российской Федерации созданы все правовые основания для внедрения медиации в систему социальных отношений, службы примирения активно создаются и в образовательных учреждениях.
Необходимо помнить, что поведение взрослого человека определяется глубинными ценностями, которые формируются у него в возрасте до 10–12 лет, так как в детстве и отрочестве мы воспринимаем все происходящее как норму: мол, так устроен мир. Усваиваем: чтобы выжить, нужно поступать в соответствии с ситуацией. Впоследствии большинство из нас редко задумывается о своих «глубинных ценностях», но бессознательно действует под их влиянием. Это как раз и проясняется в процессе медиации, и помогает на уровне «общего знаменателя» ценностей выстроить сотрудничество сторон по выработке решения.
Восстановительный медиативный подход, опирающийся на гуманистические ценности, ставящие человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие, наиболее приемлем для практики в сфере образования. Принятое в результате посредничества решение, взаимно выработанное сторонами в ходе осознания ситуации и нанесенного друг другу вреда, исполняется, как правило, самими сторонами добровольно и незамедлительно, в отличие от судебного решения, исполняемого вопреки воле сторон или одной из них, официальными лицами в форме государственного принуждения. Ценность процедуры примирения неоспорима, ведь «примирение есть лучший момент ссоры».
В урегулировании конфликтов и реагировании на правонарушения несовершеннолетних медиатор опирается на следующие принципы восстановительного подхода:
• Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия конфликта или криминальной ситуации для себя, своих близких и для второй стороны, прекращение вражды между участниками конфликта/правонарушения.
• Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда силами самого обидчика (насколько это возможно и как это реализовать, обсуждается на восстановительной программе).
• Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его родных. • Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда.
• Планирование сторонами конфликта будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, формирование более ответственного поведения. Предотвращение «навешивания ярлыков» на участников конфликта или правонарушения.
• Восстановление у участников ситуации с помощью уважаемых ими людей ценностных установок (ориентиров) мирного проживания в сообществе. Поддержка со стороны родных и близких позитивных изменений у сторон конфликта, а также самоконтроля у несовершеннолетних при выполнении договора. Восстановление конструктивной родительской позиции по отношению к проступку несовершеннолетнего. Создать условия для успешной социализации ребёнка, формирования самоуважения и саморазвития, для освоения этики человеческих отношений, основанных на доверии и ответственности партнёров, – очень важная на сегодняшний день задача всех современных социальных институтов и в первую очередь образовательных организаций, где, к сожалению, далеко не каждый педагог готов отказаться от традиционной авторитарной системы отношений и перейти к личностно- и ценностно-ориентированным партнерским отношениям с детьми.
Первые службы примирения в России были созданы командой Межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа» и созданы в 2001–2002 гг. Сегодня практически все регионы России тесно сотрудничают с Антоном Юрьевичем Коноваловым, непосредственным разработчиком концепции и технологии школьных служб примирения в России, являющимся председателем Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов города Москвы, членом Европейского форума по восстановительному правосудию и Всероссийской ассоциации восстановительной медиации.
Благодаря поддержке проекта «Курс на ПОНИМАНИЕ» в 2019 году Комитетом по внутренней политике Правительства Хабаровского края, в октябре 2019 года Антон Юрьевич в четвертый раз, начиная с 2015 года, посетил Хабаровский край и провел семинары для педагогов по теме «Конструктивный ответ руководителя на жалобу родителя», и тренинг для Клуба юных медиаторов «РА-КУРС» в с. Троицкое Нанайского района по программе «Медиация сверстников».
В ходе проекта подростки-волонтеры Службы примирения учились строить коммуникацию, понимать себя и других, познакомились с основами конфликтологии, развивали умение предотвратить конфликт, научились думать о последствиях своих поступков, прогнозировать будущее развития отношений, научились брать на себя ответственность за принятые решения, за исправление негативных ситуаций. В процессе занятий у ребят повысился уровень психологической устойчивости и самооценки.
При этом, можно заметить, как все больше педагогов в Хабаровском крае осваивают технологию медиации, включая ее элементы в повседневную профессиональную практику, как проведение примирительных техник и методов переходит из области «тайного искусства» для избранных в область общедоступного инструментария по разрешению конфликтных ситуаций для разных категорий населения: педагогов, административно-управленческого персонала, родителей, подростков и молодежи.
На наш взгляд, одну из ведущих ролей в организации деятельности службы, безусловно, играет педагог-психолог школы, являясь проводником реализации в школе идеи уважения чести и достоинства каждого, идеи создания условий для развития личности каждого участника образовательного процесса. По своей профессиональной позиции он умеет сохранять беспристрастность, гуманность и независимость в разрешении конфликтов между участниками образовательных отношений. Он может помочь педагогам создавать безопасные условия для диалога конфликтующих сторон, научить осознавать и различать участникам конфликта свои эмоции и эмоции других людей, контролировать их, помочь посмотреть на ситуацию с различных точек зрения.
Цель проекта «Курс на ПОНИМАНИЕ» – развитие местных сообществ в сельских поселениях Нанайского муниципального района посредством внедрения восстановительного подхода в решение важных для жителей района проблемных вопросов и конфликтных ситуаций. И стартовой площадкой здесь стал Клуб юных медиаторов «РА-КУРС»
Отрадно, что проект завершился проведением Круглого стола с участием Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае и всех заинтересованных сторон на территории Нанайского муниципального района. Итоги проекта были представлены на краевом Гражданском форуме.
Библиографические ссылки
1. Бойко М.С. [и др.] Базовый курс медиации: рефлексивные заметки; под общ. ред. С.В. Лабода. Минск: Медисонт, 2011. 316 с.
2. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общей редакцией Л.М. Карнизоновой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 256 с.
3. Корнелиус Х, Фэйер Ш. [перевод П.Е. Патрушева]. Выиграть может каждый: практическое руководство для предпринимателей и широкого круга читателей / под ред. Б. Кондрашова. CRN, 2002. 180 с.
4. Медиация. Базовый курс: учебное пособие для подготовки медиаторов / под ред. С.В. Дудникова. М.: МАРТИТ, 2012. 384 с.
5. Опыт работы школьных служб примирения в России: сборник материалов. М.:МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. 148 с.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Круглого стола по теме
«Восстановительный подход как средство формирования
культуры доверия и сотрудничества в местных сообществах»,
проведенного в рамках проекта «Курс на ПОНИМАНИЕ»,
реализуемого при финансовой поддержке Комитета по внутренней политике Правительства Хабаровского края,
состоявшегося 19 октября 2019 года в с.Троицкое,
с участием Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае
В условиях стремительно развивающегося информационно-технократического мира, ориентации на частные индивидуальные права в системе развитой рыночной экономики все более уязвимыми становятся социальные связи взаимной поддержки и контроля. Современное общество остро нуждается в развитии способности людей конструктивно взаимодействовать и договариваться.
Восстановительный подход является одной из таких технологий, эффективность которого подтверждена в мировой практике. Совместное, в соответствии с принципами технологии, обсуждение людьми в ходе восстановительных программ актуальных проблем и вопросов позволяет каждому участнику на уровне ценностей и жизненных приоритетов осознать свою сопричастность к общему делу, и, разделяя ответственность, вместе, коллегиально принимать наиболее эффективное, взаимоприемлемое для всех сторон решение.
В целях объединения жителей Хабаровского края, в том числе Нанайского района для решения значимых для них социальных проблем, формирования культуры доверия, ответственности и сотрудничества в местных сообществах, участники круглого стола предлагают объединить усилия органов государственной власти, общественных структур, бизнес-сообщества и некоммерческого сектора Хабаровского края по внедрению восстановительного подхода к разрешению социально-значимых проблем и конфликтных ситуаций и рекомендовать:
1. Министерству образования и науки Правительства Хабаровского края:
- организовать обучающие мероприятия для педагогов, специалистов, работающих с молодежью, основам восстановительного подхода к разрешению конфликтных и проблемных ситуаций;
- создать условия для развития «медиации ровесников» среди учащихся, основанной на принципе «равный – равному», позволяющей уже в юном возрасте наработать навыки эффективной коммуникации, посредством организации регионального конкурса юных медиаторов, профильной смыа в КДЦ «Созвездие».
2. Управлению образования Нанайского района организовать деятельность муниципальной Службы примирения для разрешения конфликтных ситуаций в сфере образования, в перспективе использовать восстановительную медиацию в качестве приоритетного способа реагирования: сторонам конфликта предлагается, в первую очередь, обратиться в службу примирения, и только при их отказе или невозможности разрешить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение вправе применить другие способы разрешения конфликта и/или меры воздействия.
3. АНО «Центр гражданских инициатив «РА-КУРС» провести информационно-просветительские мероприятия о возможностях применения восстановительного подхода к разрешению конфликтных и проблемных ситуаций в местных сообществах для руководителей муниципальных образований, депутатского корпуса, учреждений и организаций Нанайского района Хабаровского края.