Гражданское общество Хабаровского края
Информационно-консультационная поддержка гражданских инициатив
г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 30
Новости и события
  • Новости
  • Календарь событий
  • Анонсы
  • Статьи
Поддержка
  • Бухгалтерское и финансовое сопровождение
  • Консультации для НКО
  • Полезные ссылки
Методическая библиотека
Проекты
  • Действующие проекты
  • Проекты АНО "ОРЦ СО НКО ХК"
  • Проекты общероссийских РЦ НКО
  • Реализованные проекты
Контакты
О нас
  • АНО "ОРЦ СО НКО ХК"
  • История
  • Команда
  • Партнеры
  • Сотрудничество с нами
  • Отзывы
  • Документы
  • Реквизиты
Каталоги
  • Источники поддержки гражданских инициатив
  • Организации
  • Персоналии
  • Полезные ресурсы интернет
  • Системы безопасности
    Гражданское общество Хабаровского края
    Новости и события
    • Новости
    • Календарь событий
    • Анонсы
    • Статьи
    Поддержка
    • Бухгалтерское и финансовое сопровождение
    • Консультации для НКО
    • Полезные ссылки
    Методическая библиотека
    Проекты
    • Действующие проекты
    • Проекты АНО "ОРЦ СО НКО ХК"
    • Проекты общероссийских РЦ НКО
    • Реализованные проекты
    Контакты
    О нас
    • АНО "ОРЦ СО НКО ХК"
    • История
    • Команда
    • Партнеры
    • Сотрудничество с нами
    • Отзывы
    • Документы
    • Реквизиты
    Каталоги
    • Источники поддержки гражданских инициатив
    • Организации
    • Персоналии
    • Полезные ресурсы интернет
    • Системы безопасности
      Гражданское общество Хабаровского края
      • Новости и события
        • Назад
        • Новости и события
        • Новости
        • Календарь событий
        • Анонсы
        • Статьи
      • Поддержка
        • Назад
        • Поддержка
        • Бухгалтерское и финансовое сопровождение
          • Назад
          • Бухгалтерское и финансовое сопровождение
          • Бухгалтерское сопровождение
        • Консультации для НКО
          • Назад
          • Консультации для НКО
          • Запись на консультации
        • Полезные ссылки
          • Назад
          • Полезные ссылки
          • Ресурсные Центры поддержки институтов гражданского общества Хабаровского края
          • Общефедеральные экспертные организации и проекты поддержки гражданского общества
          • Органы власти и структуры взаимодействия с институтами гражданского общества Хабаровского края
          • Федеральные органы власти и структуры
          • Полезные ресурсы
          • Муниципальное самоуправление и муниципальные структуры Хабаровского края
      • Методическая библиотека
      • Проекты
        • Назад
        • Проекты
        • Действующие проекты
          • Назад
          • Действующие проекты
          • Школа ресурсного центра
        • Проекты АНО "ОРЦ СО НКО ХК"
          • Назад
          • Проекты АНО "ОРЦ СО НКО ХК"
          • Академия бухгалтеров
          • Повышение устойчивости и эффективности деятельности СО НКО Хабаровского края через создание и апробирование универсальной модели поддержки муниципальных ресурсных центров
          • Время созидать: развиваем местное сообщество
        • Проекты общероссийских РЦ НКО
          • Назад
          • Проекты общероссийских РЦ НКО
          • Школа ресурсного центра
        • Реализованные проекты
          • Назад
          • Реализованные проекты
          • Академия бухгалтеров
          • Повышение устойчивости и эффективности деятельности СО НКО Хабаровского края через создание и апробирование универсальной модели поддержки муниципальных ресурсных центров
          • Время созидать: развиваем местное сообщество
      • Контакты
      • О нас
        • Назад
        • О нас
        • АНО "ОРЦ СО НКО ХК"
        • История
        • Команда
        • Партнеры
        • Сотрудничество с нами
        • Отзывы
        • Документы
        • Реквизиты
      • Каталоги
        • Назад
        • Каталоги
        • Источники поддержки гражданских инициатив
        • Организации
          • Назад
          • Организации
          • Сфера деятельности
            • Назад
            • Сфера деятельности
            • Бухгалтерия и финансы
            • Наука и исследования
          • Тип организаций
            • Назад
            • Тип организаций
            • Волонтёрские объединения и сообщества
            • Ресурсные центры поддержки НКО
            • ТОСы
        • Персоналии
          • Назад
          • Персоналии
          • Лидеры некоммерческих организаций
          • Профильные специалисты
            • Назад
            • Профильные специалисты
            • Бухгалтерия и финансы
            • Информационные и компьютерные технологии
            • Поиск и привлечение ресурсов
            • Создание и юридическое сопровождение организаций
            • Социальная реклама
            • Социальное проектирование и управление проектами
            • Технологии управления НКО
          • Специалисты органов власти по работе с НКО
          • Сфера деятельности
            • Назад
            • Сфера деятельности
            • Дети и молодёжь
            • ТОСы
            • Экология
          • Эксперты гражданского общества
        • Полезные ресурсы интернет
        • Системы безопасности
          • Назад
          • Системы безопасности
          • Видеонаблюдение
      • Мой кабинет
      г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 30
      nkoresurs27@mail.ru
      • Facebook
      • Вконтакте
      • Twitter
      • Instagram
      • Telegram
      • YouTube
      • Одноклассники
      • Google Plus
      • Mail.ru

      «Курс на ПОНИМАНИЕ». Восcтановительный подход - в воспитании подрастающего поколения.

      • Главная
      • Информация
      • Статьи
      • «Курс на ПОНИМАНИЕ». Восcтановительный подход - в воспитании подрастающего поколения.
      5 ноября 2019 0:00
      // Хроника проекта "Курс на понимание"
      «Курс на ПОНИМАНИЕ». Восcтановительный подход - в воспитании подрастающего поколения.

      Медиация как один из способов разрешения споров мирным путём на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального независимого лица – медиатора, является одним из наиболее эффективных и конструктивных методов достижения компромисса между сторонами.

      «Курс на ПОНИМАНИЕ». Восcтановительный подход - в воспитании подрастающего поколения.

      «Мы разные» – простые слова, но, в то же время они несут в себе очень глубокий смысл: у каждого из нас свое мнение, своя позиция, свои интересы и ценности, которые во многом определяют наше отношение к жизни, не всегда совпадающее с представлениями тех, кто находится рядом. Несмотря на бурное развитие человеческой цивилизации, количество конфликтов между отдельными людьми, поколениями, сообществами и государствами, обусловленное различием в системе ценностей, степенью доступа к предметам первой необходимости, ограниченностью ресурсов, не уменьшается. Ключевую роль в возникновении конфликта играет неумение людей конструктивно общаться, отстаивать свои позиции, «слушать и слышать» - понимать позицию другого, приходить к взаимоустраивающему решению, что и приводит, к сожалению, порой, к казусным или негативным последствиям на всех уровнях социальных отношений.

      Анализ совершённых несовершеннолетними асоциальных действий, в том числе правонарушений, показывает, что первопричиной является конфликт. Нередко в результате конфликта страдает социальное, эмоциональное и психическое здоровье ребёнка, нарушаются отношения с людьми, изменяется отношение к себе и к окружающим людям. Ответственность за причинённый ребёнку вред никто не несёт, при этом часто травма ребёнка остается не замеченной взрослыми, и имеет последствия во взрослой жизни человека. Беспокоит педагогов, в этом плане, так называемое подрастающее поколение Z, сосредоточенное на своем внутреннем мире и предпочитающее онлайн общение в виртуальной реальности. Те воспитательные задачи, которые буквально двадцать лет назад естественным образом решались в коллективно-творческой деятельности, сегодня требуют новых подходов в решении. Перед современным обществом, перед педагогической общественностью стоит задача целенаправленного развития у подрастающего поколения способности конструктивно взаимодействовать, развития социального, эмоционального интеллекта, менталитета сотрудничества и социального партнерства.

      Важную роль играет здесь мировоззренческая позиция педагога, реализация им личностно - и ценностно-ориентированного подхода в общении, основанного на принципах равенства сторон, сотрудничества, взаимной ответственности и уважения. Но только такой подход способствует становлению нового ответственного поколения молодежи, умеющего конструктивно сотрудничать, не сдавая своих границ и позиций, и уважающих границы другого, умеющего договариваться на равных позициях, ориентированного на общечеловеческие ценности, на разрешение ситуаций по принципу «выиграл - выиграл».
               Медиация как один из способов разрешения споров мирным путём на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального независимого лица – медиатора, обладает сильнейшим воспитательным потенциалом, открывая новые возможности и горизонты в воспитательной практике образовательных организаций.

      Имея глубокие культурно-исторические корни, в том числе в традициях примирения у народов, проживающих на территории России, медиация как социальная технология, имеет возможности применения как в разрешении семейных конфликтов, детско-родительских отношений, так и в разрешении ситуаций непонимания, столкновения интересов между участниками образовательных отношений: педагогами, администрацией учреждений, учащимися и их родителями. Медиативные примирительные практики широко и успешно применяются в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров – от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80–90 % случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85 % медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно. Сегодня, когда в Российской Федерации созданы все правовые основания для внедрения медиации в систему социальных отношений, службы примирения активно создаются и в образовательных учреждениях.

      Необходимо помнить, что поведение взрослого человека определяется глубинными ценностями, которые формируются у него в возрасте до 10–12 лет, так как в детстве и отрочестве мы воспринимаем все происходящее как норму: мол, так устроен мир. Усваиваем: чтобы выжить, нужно поступать в соответствии с ситуацией. Впоследствии большинство из нас редко задумывается о своих «глубинных ценностях», но бессознательно действует под их влиянием. Это как раз и проясняется в процессе медиации, и помогает на уровне «общего знаменателя» ценностей выстроить сотрудничество сторон по выработке решения.

      Восстановительный медиативный подход, опирающийся на гуманистические ценности, ставящие человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие, наиболее приемлем для практики в сфере образования. Принятое в результате посредничества решение, взаимно выработанное сторонами в ходе осознания ситуации и нанесенного друг другу вреда, исполняется, как правило, самими сторонами добровольно и незамедлительно, в отличие от судебного решения, исполняемого вопреки воле сторон или одной из них, официальными лицами в форме государственного принуждения. Ценность процедуры примирения неоспорима, ведь «примирение есть лучший момент ссоры».

      В урегулировании конфликтов и реагировании на правонарушения несовершеннолетних медиатор опирается на следующие принципы восстановительного подхода:

      • Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия конфликта или криминальной ситуации для себя, своих близких и для второй стороны, прекращение вражды между участниками конфликта/правонарушения.

      • Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда силами самого обидчика (насколько это возможно и как это реализовать, обсуждается на восстановительной программе).

      • Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его родных. • Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда.

      • Планирование сторонами конфликта будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, формирование более ответственного поведения. Предотвращение «навешивания ярлыков» на участников конфликта или правонарушения.

      • Восстановление у участников ситуации с помощью уважаемых ими людей ценностных установок (ориентиров) мирного проживания в сообществе. Поддержка со стороны родных и близких позитивных изменений у сторон конфликта, а также самоконтроля у несовершеннолетних при выполнении договора. Восстановление конструктивной родительской позиции по отношению к проступку несовершеннолетнего. Создать условия для успешной социализации ребёнка, формирования самоуважения и саморазвития, для освоения этики человеческих отношений, основанных на доверии и ответственности партнёров, – очень важная на сегодняшний день задача всех современных социальных институтов и в первую очередь образовательных организаций, где, к сожалению, далеко не каждый педагог готов отказаться от традиционной авторитарной системы отношений и перейти к личностно- и ценностно-ориентированным партнерским отношениям с детьми.

      Первые службы примирения в России были созданы командой Межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа» и созданы в 2001–2002 гг. Сегодня практически все регионы России тесно сотрудничают с Антоном Юрьевичем Коноваловым, непосредственным разработчиком концепции и технологии школьных служб примирения в России, являющимся председателем Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов города Москвы, членом Европейского форума по восстановительному правосудию и Всероссийской ассоциации восстановительной медиации.

      Благодаря поддержке проекта «Курс на ПОНИМАНИЕ» в 2019 году Комитетом по внутренней политике Правительства Хабаровского края, в октябре 2019 года Антон Юрьевич в четвертый раз, начиная с 2015 года, посетил Хабаровский край и провел семинары для педагогов по теме «Конструктивный ответ руководителя на жалобу родителя», и тренинг для Клуба юных медиаторов «РА-КУРС» в с. Троицкое Нанайского района по программе «Медиация сверстников».

      В ходе проекта подростки-волонтеры Службы примирения учились строить коммуникацию, понимать себя и других, познакомились с основами конфликтологии, развивали умение предотвратить конфликт, научились думать о последствиях своих поступков, прогнозировать будущее развития отношений, научились брать на себя ответственность за принятые решения, за исправление негативных ситуаций. В процессе занятий у ребят повысился уровень психологической устойчивости и самооценки.

      При этом, можно заметить, как все больше педагогов в Хабаровском крае осваивают технологию медиации, включая ее элементы в повседневную профессиональную практику, как проведение примирительных техник и методов переходит из области «тайного искусства» для избранных в область общедоступного инструментария по разрешению конфликтных ситуаций для разных категорий населения: педагогов, административно-управленческого персонала, родителей, подростков и молодежи.

      На наш взгляд, одну из ведущих ролей в организации деятельности службы, безусловно, играет педагог-психолог школы, являясь проводником реализации в школе идеи уважения чести и достоинства каждого, идеи создания условий для развития личности каждого участника образовательного процесса. По своей профессиональной позиции он умеет сохранять беспристрастность, гуманность и независимость в разрешении конфликтов между участниками образовательных отношений. Он может помочь педагогам создавать безопасные условия для диалога конфликтующих сторон, научить осознавать и различать участникам конфликта свои эмоции и эмоции других людей, контролировать их, помочь посмотреть на ситуацию с различных точек зрения.

      Цель проекта «Курс на ПОНИМАНИЕ» – развитие местных сообществ в сельских поселениях Нанайского муниципального района посредством внедрения восстановительного подхода в решение важных для жителей района проблемных вопросов и конфликтных ситуаций. И стартовой площадкой здесь стал Клуб юных медиаторов «РА-КУРС»

      Отрадно, что проект завершился проведением Круглого стола с участием Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае и всех заинтересованных сторон на территории Нанайского муниципального района. Итоги проекта были представлены на краевом Гражданском форуме.

      Библиографические ссылки

      1. Бойко М.С. [и др.] Базовый курс медиации: рефлексивные заметки; под общ. ред. С.В. Лабода. Минск: Медисонт, 2011. 316 с.

      2. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общей редакцией Л.М. Карнизоновой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 256 с.

      3. Корнелиус Х, Фэйер Ш. [перевод П.Е. Патрушева]. Выиграть может каждый: практическое руководство для предпринимателей и широкого круга читателей / под ред. Б. Кондрашова. CRN, 2002. 180 с.

      4. Медиация. Базовый курс: учебное пособие для подготовки медиаторов / под ред. С.В. Дудникова. М.: МАРТИТ, 2012. 384 с.

      5. Опыт работы школьных служб примирения в России: сборник материалов. М.:МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. 148 с.

      РЕЗОЛЮЦИЯ

      Круглого стола по теме

       «Восстановительный подход как средство формирования
      культуры доверия и сотрудничества в местных сообществах»,

      проведенного в рамках проекта «Курс на ПОНИМАНИЕ»,
      реализуемого при финансовой поддержке Комитета по внутренней политике Правительства Хабаровского края,

      состоявшегося 19 октября 2019 года в с.Троицкое,

      с участием Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае

       В условиях стремительно развивающегося информационно-технократического мира, ориентации на частные индивидуальные права в системе развитой рыночной экономики  все более уязвимыми становятся социальные связи взаимной поддержки и контроля. Современное общество остро нуждается в развитии способности людей конструктивно взаимодействовать и договариваться.       

                Восстановительный подход является одной из таких технологий, эффективность которого подтверждена  в мировой практике.  Совместное, в соответствии с принципами технологии,  обсуждение людьми в ходе  восстановительных программ  актуальных проблем и  вопросов позволяет  каждому участнику на уровне ценностей и жизненных приоритетов  осознать свою сопричастность к общему делу, и, разделяя ответственность,  вместе, коллегиально принимать наиболее эффективное, взаимоприемлемое для всех сторон решение.

      В целях объединения  жителей Хабаровского края, в том числе Нанайского района для решения значимых для них социальных проблем, формирования культуры доверия, ответственности  и сотрудничества в местных сообществах,  участники круглого стола предлагают объединить усилия органов государственной власти, общественных структур, бизнес-сообщества  и  некоммерческого сектора Хабаровского края по внедрению восстановительного подхода к разрешению социально-значимых проблем и конфликтных ситуаций  и рекомендовать:

      1. Министерству образования и науки Правительства Хабаровского края:

      - организовать обучающие мероприятия для педагогов, специалистов, работающих с молодежью, основам восстановительного подхода к разрешению конфликтных и проблемных ситуаций;

      - создать условия для развития «медиации ровесников» среди учащихся, основанной на принципе  «равный – равному»,  позволяющей уже в юном возрасте наработать навыки эффективной коммуникации, посредством организации регионального конкурса юных медиаторов, профильной  смыа в КДЦ «Созвездие».

      2. Управлению образования Нанайского района  организовать деятельность муниципальной Службы примирения для разрешения конфликтных ситуаций в сфере образования, в перспективе использовать восстановительную  медиацию в качестве   приоритетного способа реагирования: сторонам конфликта предлагается, в первую очередь, обратиться в службу примирения, и только  при их отказе или невозможности разрешить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение вправе  применить другие способы разрешения конфликта и/или меры воздействия.

      3. АНО «Центр гражданских инициатив «РА-КУРС» провести информационно-просветительские мероприятия о возможностях применения восстановительного подхода к разрешению конфликтных и проблемных ситуаций в местных сообществах для  руководителей муниципальных образований, депутатского корпуса, учреждений и организаций Нанайского района Хабаровского края.

       



      • Комментарии
      Загрузка комментариев...

      Назад к списку Следующая статья
      Категории
      • Власть и общество13
      • Конкурсы и гранты12
      • Консультации и сопровождение деятельности10
      • НКО Хабаровского края5
      • Проекты и деятельность АНО "ОРЦ СО НКО ХК"9
      • Социальные технологии и опыт14
      • Статистика и аналитика 4
      • Точка зрения2
      • Хроника проекта "Курс на понимание"4
      • Экспертное мнение и оценка5
      Это интересно
      • Тренинг "Медиация сверстников"
        Тренинг "Медиация сверстников"
        22 октября 2019
      • Выезд в посёлок Маяк
        Выезд в посёлок Маяк
        10 октября 2019
      • Начинаем проект
        Начинаем проект
        6 октября 2019
      Облако тегов
      ДВИСОР Информационные технологии Отчётность НКО пенсионеры Поддержка НКО и инициатив граждан Проекты АНО "ОРЦ СО НКО ХК" РЦ НКО Хабаровский краевой центр поддержки гражданских инициатив
      Поддержка гражданских инициатив
      Подписывайтесь на наши новости:
      О нас
      АНО "ОРЦ СО НКО ХК"
      История
      Команда
      Партнеры
      Сотрудничество с нами
      Отзывы
      Документы
      Реквизиты
      Информация
      Новости
      Статьи
      Полезные ссылки
      Проекты
      Библиотека знаний
      Поддержка
      Бухгалтерское и финансовое сопровождение
      Консультации для НКО
      Полезные ссылки
      Сообщество
      Блоги
      Форумы
      Наши контакты

      г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 30
      nkoresurs27@mail.ru
      © 2023 Все права защищены.