Опыт реализации проекта полностью подтвердил, что одной из наиболее острых и актуальных потребностей инициативных граждан, лидеров и специалистов НКО, является консультационная поддержка и сопровождение по вопросам создания (регистрации) НКО, вопросы отчётности и бухгалтерского сопровождения деятельности НКО, получение навыков социального проектирования и участия в конкурсах, изучение возможностей и источников получения поддержки реализации гражданских инициатив в целом.
В ходе реализации проекта более ста представителей НКО и лидеров гражданских инициатив получили поддержку в форме индивидуальных консультаций, были проведены групповые консультационные мероприятия в семи муниципальных районах Хабаровского края, а также дистанционные консультации в форме Вебинаров и телефонных консультаций, благодаря проекту были зарегистрированы около 10 новых общественных, в том числе 2 новых муниципальных РЦ НКО оформили свой юридический статус официально.
И самое главное, по данному направлению, проект позволил сформировать эффективное и устойчивое взаимодействие специалистов в сфере оказания юридических, бухгалтерских и других консультационных услуг, в том числе объединив усилия, опыт и профессионализм специалистов РЦ НКО, профессиональных юридических и консалтинговых фирм, экспертов, работающих в структурах региональной и муниципальной власти.
Проект показал, что в муниципальных районах консультационная поддержка институтов гражданского общества также очень востребована, но качество этой поддержки пока не всегда и не везде может быть обеспечено должным образом, во-первых в силу отсутствия специалистов должного уровня и опыта, а во-вторых, даже в рамках самых крупных проектов и бюджетов, создание и содержание огромной армии экспертов в муниципальных районах и поселениях экономически вряд ли возможно, да и нецелесообразно, поэтому, проект показал, что более эффективной схемой работы консультационного сервиса является не умножение и окормление «армии экспертов» в каждом посёлке, а создание профессионального экспертного ядра, в том числе из числа представителей муниципальных субъектов, привлекая лучшие кадры, вне зависимости от того где они территориально проживают, при этом, главным элементом системы - является взаимодействие с потребностями и запросами целевых групп, связь с которыми должна быть эффективно обеспечена в муниципальном звене силами муниципальных организаций-партнёров и просто партнёров в индивидуальном порядке, выполняющих миссию координаторов, не являясь экспертами во всех областях социальных технологий, но эффективно выполняющих функции координаторов.
Всё это в равной степени относится и к модели организации деятельности муниципальных ресурсных центров поддержки гражданских инициатив. Если в начале проекта была иллюзия простого и прямого тиражирования штампованных модельных муниципальных РЦ НКО с полным набором функций и ответственности, то практика реализации проекта позволила увидеть реальную картину состояния дел и возможностей, что потребовало вносить корректировки в стратегию и тактику реализации взаимодействия с муниципальными партнёрами, уходить от навязанных сверху стереотипов «совершенной модели муниципального РЦ НКО» к реальным потребностям и возможностям каждой конкретной территории, совместно проработке индивидуальных стратегий развития ресурсной поддержки гражданских инициатив в каждом отдельно взятом муниципальном субъекте, где были выявлены предпосылки к проявлению активности в направлении построения ресурсной деятельности. В ряде муниципальных территорий была сделана ставка на инициативы органов власти, там где инфраструктурная ответственность и инициатива пока ещё недостаточно осмыслена другими институтами гражданского общества и их экспертными представителями, где-то на помощь пришли представители малого бизнеса, но, по результатам проекта можно с уверенностью подтвердить, что в Хабаровском крае в муниципальных районах есть уже не менее пяти примеров успешной деятельности и устойчивой мотивации на участие в ресурсной деятельности, исходящей непосредственно от специалистов некоммерческих организаций, выросших до уровня системного мышления, готовых, как сейчас модно говорить в бизнесе, предоставлять услуги Би ту Би (бизнес для бизнеса), ну а в нашем, некоммерческом случае НКО для НКО, хотя конечно же не только НКО для НКО, сколько оказание экспертной поддержки всем видам гражданской активности, в том числе в форме ТОСов, неформальных групповых и индивидуальных общественных инициатив, ну и конечно же - системной консультационной, образовательной и информационной поддержки по всем направлениям социальных технологий реализации позитивной и конструктивной энергии гражданских инициатив. Поэтому наша стратегия в работе с муниципальными ресурсными Центрами и экспертным сообществом, во многом нацелена и ориентирована на развитие способности муниципальных лидеров строить и корректировать собственные стратегии и тактику развития ресурсной деятельности в своих регионах, при эффективном взаимодействии с нами, другими региональными и федеральными ресурсными и экспертными организациями. При этом, как в рамках проекта, так и в продолжение его деятельности, мы считаем ошибочным и вредным попытки привязывать только к себе своих муниципальных «подопечных» (муниципальные РЦ НКО, эксперты-партнёры), ограничивая их в праве работать с нашими «конкурентами» по оказанию услуг для НКО и других целевых групп. Наоборот, способность расширять свои партнёрские контакты и участие в партнёрских проектах пусть даже и с нашими условными «конкурентами» мы считаем элементом устойчивости и самостоятельности наших воспитанников, признаком взросления, зрелости и востребованности. Правда при этом просим не забывать упоминать, что являемся одними из родителей и учителей, которых не могут не радовать самостоятельные шаги и успехи своих воспитанников, которые в чём-то уже и дадут фору и своим учителям, но в то же время, всегда обратятся за помощью и советом, когда почувствуют такую потребность и необходимость.
Поэтому в целом, одним из самых важных итогов проекта, по нашей оценке стало построение не формально задекларированных связей с муниципальными центрами ресурсных инициатив или создание номинального числа статистических единиц, а устойчивое долгосрочное взаимодействие, построенное не на сиюминутной взаимной выгоде участия в том или ином грантовом проекте, а совместно выстраданный и выношенный опыт реализации задач и мероприятий, опыт построения взаимного доверия и уважения, ощущение надёжного партнёрства на уровне межличностной ответственности. Мы также рассчитываем, и уверены в том, что этот опыт окажется привлекательным для расширения участников нашего партнёрства и тиражирования в других территориях страны.