Виды и статьи финансовой деятельности НКО подлежащих льготному налогообложению.
Особенности некоммерческих организаций находят отражение в формировании, распределении и контроле за финансовыми ресурсами. Основными финансовыми документами в некоммерческих организациях являются финансовый план, а также сметы отдельных проектов, мероприятий и программ. Утверждение финансового плана и внесение в него изменений находятся в компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.
Финансовая деятельность некоммерческой организации осуществляется в рамках финансового плана или сметы. Наиболее распространенная форма финансового плана — бюджет.
Финансовый план — основной документ, характеризующий объем, состав и структуру финансовых ресурсов некоммерческой организации. В финансовом плане отражаются источники финансирования и направления использования финансовых ресурсов на определенный временной период.
В настоящее время наиболее популярной формой финансового плана некоммерческой организации является бюджет.
На практике используется четыре вида бюджетов:
§ текущий бюджет, который отражает запланированные доходы и расходы некоммерческой организации обычно на финансовый год и объединяет все программы, проекты и административные расходы;
§ бюджеты заявок на гранты или контракты (это бюджеты по одной программе или проекту, финансирование которых происходит из разных источников);
§ бюджет наличных средств (это краткосрочный бюджет, составленный на основе движения наличности, используемый организацией для своевременной оплаты текущих счетов, выплаты заработной платы);
§ бюджеты по основным средствам, не имеющие официального названия и используемые крупными структурами, так как в них планируются крупные расходы по замене или приобретению капитального имущества.
Разработка бюджетов есть ничто иное, как логическое и обоснованное распределение финансовых ресурсов по программам и проектам некоммерческой организации. Бюджеты являются одним из основных управленческих документов некоммерческой организации.
Составление бюджета некоммерческой организации
Составление бюджета базируется на принципах программно-целевого планирования:
§ на основании данных о прошлых периодах деятельности;
§ на основании расчетов потребности в ресурсах;
§ на реализации уставных задач исходя из имеющихся финансовых ресурсов.
В настоящее время применяются три подхода к составлению бюджетов некоммерческих организаций.
Первый подход предполагает планирование на основе данных предыдущего периода деятельности некоммерческой организации. Он подходит для стабильно действующих организаций, не собирающихся вносить кардинальные изменения в свою деятельность.
Второй подход наиболее предпочтителен для организаций, начинающих или осваивающих новые проекты или программы, т. е. не имеющих данных за предыдущий период по этим направлениям деятельности. Он основан на расчете и оценке потребностей организации в материально-техническом обеспечении с применением экспертных оценок предполагаемых расходов.
Третий подход соединяет в себе первые два. В его основе — соединение данных, полученных от предыдущего периода работы организации, и расчетные элементы для начала новой деятельности.
Исходя из алгоритма разработки программ и проектов некоммерческие организации определяют потребности в материальных и трудовых ресурсах, финансовые затраты и объем финансовых ресурсов.
На рис. представлена последовательность процедуры определения финансовых ресурсов в зависимости от поставленных целей, где
S1,S2 ... Sn — цели;
Hmj — комплекс мероприятий, направленных на достижение S;
Fr — ресурсы, необходимые для выполнения H.
Рис . Последовательность этапов определения ресурсной базы
На первом этапе задаются стратегические цели, на втором — определяются пути реализации выработанных целей, на третьем — оценивается и определяется ресурсная финансовая база.
На рис. представлена схема определения финансовых ресурсов на основе анализа имеющихся или предполагаемых ресурсов, необходимых для достижения целей, где
F_r - наличие финансовых ресурсов;
H_1, H_2... H_m - комплекс мероприятий, направленных на освоение Fr;
S_1, S_2 ... S_n - цель или цели, достижение которых возможно при наличии Fr и выполнении H.
Рис. Последовательность этапов оценки возможности достижения цели
На рис. показана процедура принятия решения, где на первом этапе анализируются имеющиеся финансовые ресурсы. На втором этапе идут постановка комплекса задач и поиск путей их реализации, исходя из имеющихся ресурсов. На третьем этапе выбираются цели, достижение которых возможно при имеющихся финансовых ресурсах.
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ Статья 24. Виды деятельности некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.
Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.
Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
(абзац введен Федеральным законом от 20.07.2012 N 121-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Примечание :
Действие абзаца первого пункта 2 статьи 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика) не распространяется на бюджетные и казенные учреждения (пункты 4.1 и 4.2 статьи 1 данного документа).
Примечание:
Об участии учреждений в хозяйственных обществах и товариществах см. Гражданский кодекс РФ.
2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Примечание.
Действие пункта 3 статьи 24 не распространяется на казенные учреждения (статья 1 данного документа).
3. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 274-ФЗ)
Примечание.
Действие пункта 4 (за исключением абзаца пятого) статьи 24 не распространяется на казенные учреждения (статья 1 данного документа).
4. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом некоммерческой организации, она может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
Бюджетное учреждение с согласия собственника вправе передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя (участника) денежные средства (если иное не установлено условиями предоставления денежных средств) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 23.05.2016 N 149-ФЗ.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в уставный капитал хозяйственных обществ или складочный капитал хозяйственных партнерств либо иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя (участника).
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 06.11.2011 N 291-ФЗ)
Нормы, применяемые в процессе благотворительности, и лица, принимающие в нем участие, указаны в специально принятом юридическом законе Российской Федерации «О благотворительности и организациях». Этот закон № 135 был утвержден 11 августа 1995 года .
Существуют 3 участника процесса благотворительности: благотворитель (тот, кто осуществляет пожертвования в различной форме), доброволец (тот, кто оказывает посильную безвозмездную физическую помощь) и благополучатель (тот, кому адресуется благотворительная помощь).
Важную роль здесь играют фонды для сбора материальной помощи, то есть те организации, которые помогают при сборе денег на срочные финансовые манипуляции, осуществляемые во благо. В этом случае льготы по налогу на прибыль предусмотрены только для тех организаций, чье существование и деятельность в качестве благотворительного фонда зафиксированы в уставе. При этом такое предприятие должно являться некоммерческим.
Огромное значение имеет то, какой именно вид деятельности закреплен в уставе организации. В случае отклонения фирмы от деятельности, прописанной в уставе организации, ряд налоговых преимуществ аннулируется.
Организации, занимающиеся благотворительной деятельностью, не удостоены абсолютно никаких льгот, что подтверждено определенными статьями законодательства, например пп. 16, 34 ст. 270 НК РФ. Следовательно, эта графа расходов относится к внереализационным и не уменьшает базу по прибыли. Расходы в виде безвозмездно переданных денежных средств и имущества не уменьшают базу налогообложения. То же самое говорится и о затратах на их передачу.
Что касается вопроса стимуляции организаций к оказанию благотворительной помощи, то одной из таких мер является уменьшение ставки налога на прибыль, уплачиваемой в региональный бюджет, с 18 до 13%. Это в определенной мере дает толчок к развитию благотворительности. Разъяснения подобного рода уже много раз проводились министерством финансов Российской Федерации. Исключением не стало и относительно недавно появившееся письмо от 06.04.2015 № 03-03-07/19136.
Письмо Минфина РФ от 6 апреля 2015 г. N 03-03-07/19136
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу стимулирования благотворительной деятельности и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются экономически оправданные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлено, что благотворительным пожертвованием признается, в частности, бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) передача в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности.
Отнесение пожертвований (благотворительных пожертвований) к расходам не соответствует принципам определения расходов, предусмотренным главой 25 НК РФ.
Возможность учета пожертвований для целей налогообложения прибыли организаций фактически будет означать осуществление организацией соответствующих расходов за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономической выгоды.
В то же время субъекты Российской Федерации наделены самостоятельными полномочиями по выработке мер налогового стимулирования различных видов деятельности. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ
Благотворительный фонд не платит налог на прибыль в том случае, если деятельность организации осуществляется строго в соответствии с уставом. При этом обязательным условием является осуществление раздельного учета расходов по каждому виду деятельности.
Если средства использованы неправильно либо в личных целях, то налоги с этой суммы взымаются принудительно. То же самое относится и к организациям, которые не ведут раздельный учет финансовых поступлений. Это дает налоговикам право взимать налог со всех доходов. Так поступают потому, что налоговые органы не могут отследить, куда именно и на какие цели были потрачены средства, выделенные на благотворительность.
К категории неправильно использованных средств относятся те, которые были потрачены не во благо нуждающихся, а в интересах самой организации. Таковым является приобретение недвижимого и движимого имущества, к примеру дорогого автомобиля, за счет средств, переданных на благотворительные цели. В случае если было зафиксировано нецелевое использование средств, их получение автоматически признается внереализационным доходом в тот момент, когда они были переданы в благотворительную организацию.
Если говорить об основных средствах, переданных на благотворительные цели, то они не амортизируются согласно подп. 2 п. 2 ст. 256 налогового кодекса.
Таким образом, если благотворительный фонд будет уличен в нецелевом использовании средств или отсутствии раздельного учета, это грозит серьезными последствиями для него, поскольку все его действия могут быть рассмотрены как мошенничество и уклонение от уплаты налогов. Если это произойдет, то придется произвести уплату налога в полном размере без каких-либо поблажек.
Очень важным фактором для благотворительных фондов является то, что каждый из них должен быть оформлен официально с получением соответствующего статуса. Если это условие не соблюдено, то применение льгот может быть признано фискальными органами неправомерным.
Пожертвования от организаций, уплачивающих налог на прибыль в общем порядке, нельзя отнести к тем расходам, которые влияют на этот вид налога в сторону уменьшения. Иначе говоря, плательщик налога может внести пожертвование в благотворительный фонд только лишь исходя из «чистой» прибыли. Что касается федеральных льгот по налогообложению, то их нет. Однако регионы могут принять закон о снижении процентной ставки с 18% до 13,5% для налогоплательщиков, занимающихся благотворительной деятельностью.
Благотворительные фонды, выполняющие роль посредника между субъектами, нуждающимися в помощи, и благотворителями, предоставляющими денежные средства, должны соблюсти ряд необходимых правил, к которым относятся:
· Обязательная регистрация в качестве некоммерческой организации.
· Правильное распоряжение пожертвованной суммой в соответствии с желанием благотворителя.
· Ведение раздельного учета по каждому виду пожертвования.
Только в этом случае они освобождаются от уплаты налога на прибыль.
В 2018 году не ожидается изменений в части налогообложения доходов НКО. Целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не облагаемые налогом на прибыль организаций, перечислены в ст. 251 п. 2 .
2. При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся
· 1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров,
· 2) имущество, имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
· 3) средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
· 4) средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
· 13) денежные средства, недвижимое имущество, ценные бумаги, полученные некоммерческими организациями на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";
· 14) денежные средства, полученные некоммерческими организациями - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";
· 15) денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";
· 16) имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности;
Особенности работы с волонтерами
Волонтерское движение сегодня приобретает массовый характер, с каждым годом привлекая все больше людей различного возраста и социального статуса.
Неудивительно, что правовое регулирование волонтерства вызывает интерес как у волонтеров (в том числе потенциальных) так и у получателей их помощи.
В настоящее время правовой статус волонтера определен в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее — Федеральный закон "О благотворительной деятельности"), использующем термин "доброволец".
Безвозмездный труд волонтеров используется в различных областях — ликвидация последствий стихийных бедствий, проведение спортивных мероприятий, поиск людей, помощь социально незащищенным слоям населения и в других сферах, где государство не имеет возможности в полной мере удовлетворить потребности граждан. Поэтому в волонтерской деятельности заинтересовано и государство, и общество в целом, что выражается в принятии соответствующих мер поддержки волонтерства.
Какие компенсации получают волонтеры сегодня и на какие преимущества могут рассчитывать? Социально полезная добровольческая деятельность стимулируется различными способами, среди которых:
1. Компенсации, которые перечислены в Федеральном законе "О благотворительной деятельности" и могут предоставляться по согласованию сторон.
23 декабря 2010 года внесены поправки в Федеральный закон "О благотворительности", дополнившие его положения ст. 7.1 "Правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности"(Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и статью 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"). Например, добровольцам разрешили заключать гражданско-правовые договоры как непосредственно с благополучателем, так и с благотворительной организацией с целью участия в ее деятельности. Однако на практике чаще всего с волонтерами заключается только соглашение о соблюдении конфиденциальности полученной в ходе осуществления волонтерской деятельности.
В законодательстве содержится косвенное упоминание о праве использовать безвозмездный труд граждан некоммерческими организациями (ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Согласно ст. 67 ТК РФ, при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Может возникнуть такая ситуация, при которой недобросовестный работник, допущенный к работе в качестве волонтера на основании устного договора, обратится в суд с требование заключить с ним трудовой договора на основании указанной статьи. Поэтому мы рекомендуем организациям заключать с волонтерами договор безвозмездного выполнения работ (оказания услуг) в письменной форме.
Вместе с тем, если следовать букве закона, не всякий безвозмездный труд, даже в некоммерческой организации, может быть признан добровольческим. Дело в том, что добровольцы осуществляют именно благотворительную деятельность, закрытый перечень видов которой назван в Федеральном законе "О благотворительной деятельности" (ст. 2, ст. 5).
Перечень видов деятельности, осуществление которых дает право на получение статуса добровольца
· социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
· подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
· оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
· содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
· содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
· содействие защите материнства, детства и отцовства;
· содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
· содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
· содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
· охрана окружающей среды и защиты животных;
· охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
· подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
· социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
· оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
· содействие добровольческой деятельности;
· участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
· содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
· содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
· поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
· содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
· содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан (ст. 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности").
К примеру, одной из таких целей является оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения. Если же волонтер будет безвозмездно проводить занятия по финансовой грамотности и правилам управления семейным бюджетом, то, по смыслу указанной нормы, он не будет признаваться добровольцем.
Это приобретает значение в свете того, что действующее законодательство позволяет предусмотреть в гражданско-правовом договоре с добровольцем компенсацию его расходов на проезд, проживание, питание, покупку средств индивидуальной защиты и уплату страховых взносов на ДМС. Впоследствии эти суммы будут освобождаться от обложения налогами и взносами во внебюджетные фонды. Таким образом, если доброволец осуществляет безвозмездную деятельность, которая не признается законодательством благотворительной, он обязан будет уплатить с этой суммы НДФЛ и страховые взносы во внебюджетные фонды, т. е. отдать почти половину суммы компенсации его расходов государству.
По смыслу положений ГК РФ, несмотря на безвозмездность и добровольность труда волонтера, в случае заключения с ним гражданско-правового договора и закрепления в этом договоре обязанности волонтера выполнить ту или иную работу, волонтер тем не менее не может отказаться от его исполнения в одностороннем порядке (ст. 310, ст. 407, ч. 3 ст. 420, ст. 423).
Все сказанное справедливо для договора, заключенного в письменной форме. Вместе с тем, закон позволяет урегулировать отношения волонтера и лица, использующего или получающего его помощь, и устным договором. В этом случае доброволец уже не имеет права на возмещение своих расходов (ч. 3 ст. 7.1 Федерального закона "О благотворительной деятельности").
Трудовой договор с волонтером не может быть заключен, поскольку трудовое законодательство не предусматривает возможности привлечения работника по трудовому договору к безвозмездному труду — напротив, одним из признаков трудовых отношений признается выполнение работником трудовой функции за плату (ст. 15 ТК РФ).
2. Освобождение сумм указанных компенсаций от налогообложения и обложения страховыми взносами. С 1 января 2012 года не облагаются НДФЛ суммы, полученные добровольцами в качестве компенсаций проезда, проживания, питания, покупки средств индивидуальной защиты и уплаты страховых взносов на ДМС (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности").
Вместе с тем, следует различать компенсацию уже затраченных добровольцем средств на участие в том или ином проекте и фактическую оплату расходов получателями помощи волонтеров или иными организациями (к примеру, покупка билетов или оплата гостиничного номера) — это имеет значение для налогообложения. В первом случае сумма компенсации расходов волонтера не будет облагаться НДФЛ, а во второй ситуации стоимость билета или проживания будет считаться доходом, полученным волонтером в натуральной форме, и, следовательно, облагаемым НДФЛ. То же правило касается, к примеру, предоставления в собственность волонтера форменной одежды и вещевого имущества (письмо ФНС России от 7 мая 2013 г. № НД-17-3/55 "О налоге на доходы физических лиц"). Однако Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 152-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" доходы добровольцев и волонтеров в натуральной форме в виде форменной одежды и вещевого имущества освобождаются от налогообложения НДФЛ. При этом действие данного правила имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
По общему правилу, выплаты добровольцам не облагаются и страховыми взносами во внебюджетные фонды (ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Исключением из сумм, освобождаемых от обложения НДФЛ и страховыми взносами, являются суммы компенсаций на питание, превышающие установленный п.3 ст. 217 НК РФ размер суточных — 700 руб. за каждый день внутри страны и 2500 руб. за каждый день нахождения за пределами России. Иными словами, если волонтеру будет компенсированы расходы на питание в размерах свыше суточных, на сумму такого превышения будут начисляться страховые взносы.
Компенсации добровольцам не облагаются НДФЛ
Государство все детальнее регламентирует добровольческую деятельность, предполагая сделать ее более эффективной и общественно значимой.
Один из способов такой регламентации – введение различных налоговых льгот, позволяющих добровольческим организациям максимум своих средств, полученных не в результате предпринимательской деятельности, направить на предусмотренные цели, а отдельным физическим лицам – добровольцам избежать налоговых выплат с денежных средств, выданных им указанными организациями.
В связи с этим в законодательство внесены очередные поправки: принят Федеральный закон от 23.04.2018 № 98-ФЗ.
Теперь допускается любая форма компенсации добровольцу.
Согласно действовавшей до сих пор редакции Налогового кодекса не подлежали обложению НДФЛ доходы волонтеров, обозначенные в п. 3.1 и 3.2 ст. 217 НК РФ.
В первом случае речь шла о выплатах, которые, как указано, производятся в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг. Эти выплаты должны направляться:
- на возмещение расходов добровольцев, связанных с исполнением таких договоров;
- на наем жилого помещения;
- на проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно;
- на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ);
- на оплату средств индивидуальной защиты;
- на уплату взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности.
Во втором случае указывалось, что освобождаются от обложения НДФЛ доходы в натуральной форме в виде форменной одежды и вещевого имущества, полученные добровольцами, волонтерами в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Заметим, что упомянутый Федеральный закон № 135-ФЗ с 01.05.2018 носит другое название: «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Оно теперь и фигурирует в п. 3.1 ст. 217 НК РФ, в который включены положения из п. 3.2 данной статьи (он утратит силу) с существенными поправками. Эти поправки действуют с 01.05.2018 (п. 2 ст. 2 рассматриваемого Федерального закона № 98-ФЗ).
Как видно, до сих пор несколько видов доходов освобождались от налогообложения, но некоторые – только если они были выплачены в натуральной форме, а некоторые – только если были выплачены в денежной форме (см. Письмо ФНС России от 07.05.2013 № НД-17-3/55). Теперь все доходы, которые в данном случае освобождаются от обложения НДФЛ, могут выплачиваться в виде денежных средств или в натуральной форме – и на возможность освобождения это не повлияет.
Так, доброволец сможет приобрести форменную или специальную одежду за собственный счет, а компенсация его расходов не облагается НДФЛ. Добавлено, что он на тех же условиях может приобретать необходимое оборудование.
Кроме того, теперь можно выдать добровольцу средства индивидуальной защиты, питание (с тем же ограничением, предусмотренным в п. 3 ст. 217 НК РФ), предоставить (или оплатить вместо него) помещение во временное пользование, проезд к месту осуществления благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности и обратно. Стоимость этих выдач и оплат будет освобождена от НДФЛ так же, как если бы их просто компенсировали добровольцу.
Добавим, что данное освобождение будет распространено на уплату взносов не только на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности, но и на страхование их жизни и здоровья, связанное с такими рисками.
Но обозначено главное условие. Все эти доходы освобождаются от обложения НДФЛ, если они получены добровольцами в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ и иными федеральными законами, которыми установлены особенности привлечения добровольцев (волонтеров).
Уточнены условия деятельности добровольцев.
Федеральный закон № 135-ФЗ с 01.05.2018 существенно изменен как раз в части положений о добровольческой (волонтерской) деятельности.
Установлено, что участниками такой деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы такой деятельности и добровольческие (волонтерские) организации (ст. 5 данного закона).
Под организатором добровольческой (волонтерской) деятельности необходимо будет понимать некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к соответствующей деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.
Добровольческая (волонтерская) организация может создаваться в виде НКО в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной НКО.
Скорректировано и понятие «доброволец». До сих пор таковым считалось физическое лицо, осуществляющее любую благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческую деятельность). Теперь это физическое лицо, осуществляющее добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона № 135-ФЗ, или в иных общественно полезных целях.
К сведению:
В пункте 3.1 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в новой редакции то же определение изложено несколько иначе. В целях этого закона добровольцы (волонтеры) – граждане РФ и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность.
Все формы поддержки, перечисленные теперь в п. 3.1 ст. 217 НК РФ, доброволец может получать в соответствии с п. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ в новой редакции. Помимо этого, как указано в том пункте, он имеет право на психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации, возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности.
За добровольный труд может выплачиваться поощрение, награда. Но данные поощрения и вознаграждения, как и указанные услуги, не освобождаются от обложения НДФЛ, поскольку об этом не сказано в п. 3.1 ст. 217 НК РФ.
Как и прежде, условия участия добровольца в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между ними и добровольцем. Предметом такого договора являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности названных организатора, организации для достижения общественно полезных целей (п. 5 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ).
Но до сих пор договор требовалось заключать в письменном виде, если он предусматривал возмещение связанных с его исполнением расходов добровольцев (п. 3 ст. 7.1 указанного закона, которая теперь утратила силу). Соответственно, только при наличии такого договора в письменной форме подобное возмещение могло
освобождаться от обложения НДФЛ (см. Письмо Минфина России от 26.06.2013 № 03-04-06/24302).
Теперь обязательности письменной формы договора нет. А значит, даже устная договоренность о возмещении данных расходов или предоставлении их в натуральной форме позволит получить льготу, предусмотренную п. 3.1 ст. 217 НК РФ.
Не требует письменного оформления и порядок предоставления таких компенсаций добровольцам – организаторам физкультурных или спортивных мероприятий (ст. 20 Федерального закона № 329-ФЗ).
Документы по теме:
· Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"
· Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
· НК РФ
· Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 1054-р)