Требования по госотчетности для НКО.
Некомерческая организация , как следует из названия , не является коммерческой . При образовании НКО преследуются политические, социальные ,религиозные , образовательные и научные , благотворительные цели. Определение деятельности раскрыто в ст. 2 ФЗ 7 от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях» :
1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Организационной-правовые формы некоммерческих организаций
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.
В ГК РФ (ст. 116-121) предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:
§ потребительские кооперативы;
§ общественные и религиозные организации;
§ фонды;
§ учреждения;
§ объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Не смотря на то что коммерческую деятельность НКО не ведут (хотя могут, если таковая способствует достижению целей, поставленных перед организацией ее создателями) , но регулярно представлять отчетность должны. Руководствуясь ст. 32 ФЗ 7 «О НКО» .
Статья 32. ФЗ « О НКО» Контроль за деятельностью некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту. (В редакции Федерального закона от 20.07.2012 г. N 121-ФЗ)
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений. (Абзац дополнен - Федеральный закон от 20.07.2012 г. N 121-ФЗ)
2. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.
3. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3-1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников,
НКО выполняющие функции иностранного агента согласно ст.32. : обязаны представлять аудиторское заключение.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.
Несвоевременное представление или вообще непредставление указанных сведений влечет за собой административное наказание согласно статье 19. Административного кодекса РФ
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, -
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 415-ФЗ, от 05.05.2014 N 119-ФЗ, от 05.05.2014 N 125-ФЗ, от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 24.11.2014 N 373-ФЗ, от 27.10.2015 N 291-ФЗ, от 28.11.2015 N 344-ФЗ, от 23.06.2016 N 218-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ, от 28.12.2016 N 510-ФЗ, от 18.07.2017 N 175-ФЗ, от 29.07.2017 N 263-ФЗ, от 07.03.2018 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ
НКО должны представлять отчетность о своей текущей деятельности за истекший отчетный период в следующем составе :
1. Налоговая отчетность.
В зависимости от выбранного налогового режима организации :
Общий режим налогообложения : декларация по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. Для организаций имеющих на своем балансе недвижимость обязательна декларация по налогу на имущество.
Упрощенная система налогообложения : декларация по уплате налога на УСН с учетом выбранного объекта налогообложения ( доходы либо доходы минус расходы) .
2. Расчеты во внебюджетные фонды (данные о персонифицированном учете , о размерах платежей, перечисленных в ФСС и ПФР)
3. Бухгалтерская отчетность.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О бухгалтерском учете"
Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)
2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.
Статья 14. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
2. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
4. Статистическая отчетность
НКО заполняется форма № 1-НКО . Если органы статистики потребуют иные сведения учредители НКО обязаны их представить.
5. Отчетность в Министерство Юстиции
Приказ Минюста РФ от 29.03.2010 N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.2010 N 16857)
Типовые формы :
Ф № ОН0001 О деятельности НКО и составе руководящего органа.
Ф № ОН0002 О расходовании средств и использовании другого имущества , включая полученное от иностранных лиц.
Ф №ОН0003 Об объеме полученных от иностранных лиц и международных организаций средств (другого имущества) , о целях их расходования и фактическом использовании
Ф №ОР0001 О деятельности религиозных организаций
Ф № СП0001,СП0002,СП0003 Для структурных подразделений иностранной НКО
Для заполнения и представления отчетов утверждены рекомендации приказом Минюста № 81 от 17.03.2011года.
Составленную отчетность можно подать :
1. Почтовым отправлением . При отправке обязательно вложение описи документов.
2. Размещение данных по отчету в сети Интернет на информационных ресурсах Министерства Юстиции России. Доступ к этим ресурсам можно осуществить посредством официальных сайтов региональных органов Минюста или через официальный сайт Министерства юстиции. Размещение отчетности на официальных интернет-ресурсах предусматривается специальным приказом Министерства юстиции , регламентирующим возможность размещения сообщений НКО о продолжении своей деятельности и отчетов о деятельности за истекший период в сети Интернет.
3. Отправка документов об отчетности и сообщения о продолжении деятельности в электронном виде посредством электронной почты . Этот способ возможен при существовании цифровой электронной подписи уполномоченного руководителя организации.